В России за год открылось рекордное количество универмагов
В России за год открылось рекордное количество универмагов
06 мая 2024
В 2023 году в России резко увеличилось число универмагов — крупноформатных мультибрендовых магазинов с товарами в единой концепции. Так, в 2023 году было открыто 35 таких объектов, что стало рекордом как минимум с 2015 года, следует из данных консалтинговой компании CORE.XP. Для сравнения, в 2022 году в стране появилось всего шесть новых универмагов, в 2021-м — семь.
В минувшем году появилось 15 новых универмагов Stockmann, девять Slava Concept, а также TRND, который самостоятельно открыл топ-менеджмент Trend Island. Кроме того, в 2023 году в Москве появился еще один универмаг «Телеграф», также развиваемый командой Trend Island. Созданием подобных объектов также занимаются региональные игроки, например, в торгцентре «Гринвич» в Екатеринбурге появился универмаг Hi-Light.
Всего, по данным CORE.XP, на российском рынке сейчас работает 18 игроков, развивающих универмаги. Суммарная площадь таких объектов составляет 258,6 тыс. кв. м, большая часть — 167,8 тыс. кв. м. — работает в составе торговых центров. Средняя площадь одного универмага превышает 2 тыс. кв. м, а число представленных в нем брендов — от 40 до 250. При этом универмаги, так же как и торговые центры, могут включать в себя зоны отдыха, фуд-корты, коворкинги и даже лектории, отмечают в CORE.XP.
Рекордный рост числа новых магазинов этого формата за 2023 год в CORE.XP связывают с развитием российских брендов и увеличением количества доступных площадей после ухода иностранного бизнеса, а также повышением доверия потребителей к российским маркам.
Бренды заинтересованы в открытии универмагов по двум причинам, рассуждает глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. Во-первых, по ее словам, для новичков это шанс без высоких затрат протестировать свой бренд на потребителях и начать офлайн-экспансию. Экономия по сравнению с самостоятельным открытием полноценного магазина в торговом центре может достигать 70%.
В то же время, формат универмагов имеет ряд минусов для представленных в них брендов. В их числе — условия кассового обслуживания, хранения стоков, обеспечение сервиса и безопасности товара.