С насыщением сегментов продажи кофе с собой, магазинов разливного пива и табачных лавок начинающие предприниматели переключились на открытие фреш-баров.
Количество точек продаж освежающих напитков в городах-миллионниках к июню 2024 года выросло на 12% год к году, до 1,92 тыс., посчитали в 2ГИС. Самый заметный рост аналитики зафиксировали в Самаре (на 34,2%) и Ростове-на-Дону (на 32,3%). В Москве и Санкт-Петербурге за счет большего объема динамика не такая выраженная — рост на 9% и 14% соответственно. Аналитики Franshiza.ru по итогам января—мая этого года отметили рост спроса на франшизы бабл-концепций и фреш-напитков на 27% год к году. Для сравнения: интерес к открытию точек с мороженым увеличился год к году только на 2%.
В 2ГИС оценивали количество точек без посадочных мест по продаже с собой освежающих напитков, включая свежевыжатые и охлажденные соки, коктейли на основе молока, йогурта, соков, фруктов и овощей. Число их открытий растет на фоне высокого спроса: количество поисков в сервисе таких заведений за год выросло в 2,2 раза, говорят аналитики. Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская связывает динамику с трендом на здоровое питание, ростом числа парков и мест семейного досуга, увеличением интереса к новым продуктам и вкусам. Тренд на продажу новых форматов соков и бабл-ти пришел в Россию из Азии, поясняет основатель TopFranchise Виктор Большаков.
По подсчетам «Чек Индекса» (входит в «Платформу ОФД»), в период 1–20 июня соки и прохладительные напитки потребители покупали на 11% чаще, чем годом ранее. Средний чек увеличился на 9%, до 198 рублей. Рост продаж аналитики связывают с увеличением числа турпоездок по стране и развитием каналов дистрибуции. Продажи идут, например, через автоматы и АЗС, добавляют в компании.
Директор «Аква-Вайт» Алексей Воинов обращает внимание на то, что фреш-бары — простой бизнес с низким порогом вхождения. Открыть одну точку, по его словам, можно вложив до 1,5 млн рублей, специальных требований к квалификации персонала нет. Однако освежающие напитки — концепция с выраженных сезонным спросом, и многие предприниматели делают ошибку, выводя ее на рынок без подготовки прямо к лету — времени, когда нужно получать максимальный доход, замечает Виктор Большаков.
Гендиректор DNA Realty Антон Белых Антон Белых предполагает, что с адаптацией потребителей к формату сезонные скачки будут уже не такими выраженными. Алексей Воинов замечает, что в сегменте в любом случае будет ротация. «Это достаточно конкурентный и низкомаржинальный бизнес, половина новых точек закроется в перспективе года — трех»,— считает эксперт. По его мнению, получив опыт в этом сегменте, часть предпринимателей уйдет в традиционный общепит, часть — в наем, часть — в другую сферу.