Компания Colliers подготовила отчет, в котором проанализировала текущий рынок гастропространств в Москве и потенциал его развития на ближайшие годы.
Совокупная площадь существующих фуд-холлов в Москве составляет порядка 62–64 тыс. кв. м в 25 ключевых объектах. В 2022–2023 гг. инвесторами заявлено открытие еще порядка 65 тыс. кв. м новых фуд-холлов в Москве. Наибольший объем открытий запланирован на 2023 г. — 46,8 тыс. кв. м.
Особенностью развития гастроконцепций становится тяготение площадок к крупным жилым массивам — современный потребитель уже не готов тратить много времени на каждодневные перемещения за покупками или для посещения общепита. С учетом заявленных планов по открытию новых проектов в ближайшие пару лет существует несколько потенциально привлекательных локаций для размещения фуд-холлов, в которых уровень конкуренции среди схожих форматов при одновременной платежеспособности проживающего рядом населения пока невысок: сюда можно отнести районы Кунцево, Крылатское, Строгино, Головинский, Ховрино и Орехово-Борисово.
История фуд-холлов на рынке Москвы условно началась с открытия в 2014 г. ресторанного маркета The 21 на Новом Арбате. Рост сегмента продолжился только в 2017 г., когда на столичный рынок начали выходить сетевые игроки и крупные качественные проекты, а пикового значения ввод фуд-холлов достиг в 2019 г. — тогда в Москве открылось более 31 тыс. кв. м. С наступлением пандемии и введением ограничений на работу сегмента общепита открытие новых фуд-холлов не только существенно сократилось, но некоторые недавно запущенные проекты были вынуждены закрыться. При этом, по оценкам экспертов Colliers, совокупная площадь закрытий в 2020–2021 гг. не превысила 10–15 % от общего объема рынка фуд-холлов Москвы. В 2021 г. было открыто 5,1 тыс. кв. м новых фуд-холлов.
Еще одним витком развития нового сегмента общепита стала массовая реконструкция продовольственных рынков советской постройки в 2015–2017 гг. Особую роль в этом сыграла трансформация Даниловского рынка, ставшего одним из первых в столице проектов подобного формата и при этом до сих пор одним из наиболее успешных. Кроме Даниловского рынка, реконструкция была проведена на Усачевском, Дорогомиловском, Велозаводском, Москворецком и ряде других рынков.
По своим масштабам проекты столичных фуд-холлов могут значительно отличаться друг от друга. В Москве в настоящее время действуют объекты следующих форматов:
Пространство фуд-холлов, в отличие от фуд-кортов, предполагает увеличение среднего времени пребывания посетителя, используя для этого более комфортную и качественную посадочную зону, тематическое зонирование для детей или работающих, барные стойки вдоль зоны приготовления блюд, превращающие процесс готовки в зрелище.
За несколько лет развития формата в Москве появились сетевые арендаторы гастропространств, среди которых Greek Street, Bo, Soul in the bowl, «Лепим Варим», Оджахури, Ryba и другие. На долю сетевых операторов общепита в ТОП-5 фуд-холлов Москвы приходится 57 % от общего количества арендаторов. Средний чек в московских фуд-холлах варьируется от 500 до 1 500 рублей, что выше среднего чека по фуд-кортам, однако уступает ресторанному (на одного человека без напитков).
Одним из сценариев дальнейшего укрепления своих рыночных позиций для гастропространств в условиях растущей конкуренции в сегменте, а также роста востребованности онлайн-каналов продаж является инвестирование в foodtech-направление — доставку еды и продуктов категории «фреш». Уже сейчас некоторые
фуд-холлы и фуд-маркеты предоставляют своим клиентам такую опцию сервиса как с использованием собственных приложений, так и в сотрудничестве с крупными
сервисами доставки.